Математическая Вертикаль

Москва уже давно стала столицей инноваций. Эти инновации внедряются и в систему образования. Одним из наиболее ярких примеров является проект «Математическая вертикаль».

Данный проект ориентирован на учащихся 7-9 классов московских школ, желающих получить качественное базовое математическое образование. Вхождение нашей школы в проект началось с написания шестиклассниками пригласительной контрольной работы, которая состоялась в декабре 2017 года. Работа была предложена ученикам всех четырех классов параллели. Задания в работе, как позднее отметили сами ребята, были весьма интересными и разнообразными: некоторые задания показались им весьма простыми, а какие-то заставили подумать и использовать нестандартный творческий подход в решении. Примерно со второго полугодия 2017-2018 учебного года в нашей школе начал свою работу кружок по математике для учеников, желающих обучаться в классе проекта «Математическая вертикаль». Ребята с большим интересом посещали дополнительные занятия после уроков, так как учебный материал разительно отличался от привычного для них: здесь были и нестандартные формулировки заданий, и большое количество логических задач, и задачи открытого типа, - все требовало от учеников повышенного внимания и креативности.

Педагог нашей школы, Жданов Александр Александрович, прошел обучение в рамках повышения квалификации от Центра педагогического мастерства и успешно прошел общегородское тестирование учителей.

Во второй половине апреля ученикам предлагалось написать диагностическую работу, результаты которой определили, может ли конкретный ученик быть зачислен в класс проекта. В нашей школе мы предложили данную работу всем ученикам шестых классов. Школьникам, успешно справившимся с данной работой, было предложено поступить в класс «Математической вертикали». Все ребята, прошедшие тестирование, были зачислены в новый класс в рамках проекта «Математическая вертикаль». В результате, в нашей школе был сформирован 7 «М» класс, состоящий из 35 учеников различных шестых классов.

Программа 7«М» класса отличается от общеобразовательной не только количественно (7 уроков математики в неделю вместо 5 в 7-м классе и 8 уроков математики в 8-м классе), но и качественно. Помимо алгебры и геометрии, ребята изучают теорию вероятностей и статистику, а также каждый ученик класса посещает не менее трех кружков естественно-научного цикла в неделю (в нашей школе это математика, физика, робототехника, программирование, 3D-моделирование). Многие темы, которые были пройдены за учебный год, опережают стандартную программу. Ученикам приятно осознавать, что они знают чуть больше своих сверстников; некоторые темы, которые уже сейчас предлагаются ученикам класса проекта «Математическая вертикаль» либо изучаются в старших классах, либо вовсе выходят за рамки школьной программы.

Методическая поддержка и сопровождение проекта осуществляется Центром педагогического мастерства (на городском уровне), а также ресурсными центрами, к которым прикреплены школы-участники проекта. В роли ресурсного центра выступают технические вузы и ведущие школы столицы. Нашим ресурсным центром является известная московская Школа №179, а ныне – школа 1501. ЦПМ разрабатывает планирование по учебным предметам (алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика); размещает материалы (в том числе и методические) в электронной библиотеке Московской электронной школы (МЭШ); создает новый учебник геометрии, параграфы которого высылаются учителям и размещаются в электронной библиотеке МЭШ. Ресурсный центр регулярно проводит семинары для учителей, преподающих в классе проекта. Цель семинаров – ответить на вопросы учителей; помочь организовать максимально эффективное и интересное обучение школьников.

Стоит отметить, что создание класса в рамках проекта «Математическая вертикаль» в нашей школе способствует повышению уровня мотивации к изучению отдельных предметов. Для ребят математика – это вовсе не скучный и «пустой» предмет, который нужен им только в школе для получения оценок, для них это нечто большее: каждый точно знает, для чего математика пригодится в жизни и где она может встретиться, так как большинство задач, которые решают ребята, имеют именно практическую направленность.

Безусловно, работа в классе проекта «Математическая вертикаль» требует от учителя творческого подхода и большого количества времени, которое необходимо уделять подготовке к урокам, но не стоит забывать слова французского писателя-моралиста Жозе́фа Жубе́ра: «Обучать – значит учиться вдвойне».

Ме­то­ди­чес­кие ма­те­ри­а­лы про­ек­та "Ма­те­ма­ти­чес­кая вер­ти­каль" Геометрия 7 класс
Ме­то­ди­чес­кие ма­те­ри­а­лы про­ек­та "Ма­те­ма­ти­чес­кая вер­ти­каль" Геометрия 8 класс