«Дом на набережной» — это не просто серое монументальное здание, это настоящая каменная книга, в которой написана трагическая и великая история нашей страны первой половины XX века. 12 сентября ученики 11 «А» и 11 «Б» классов в рамках изучения курса истории побывали в знаменитом «Доме на набережной».
Наш экскурсовод была просто потрясающей . Ее рассказ был настолько живым и глубоким, что мы буквально ощутили дух того времени. Мы начали прогулку с Берсеневской набережной, откуда открывается тот самый вид, знакомый по одноименной повести Ю.В. Трифонова. Экскурсовод показала нам старые фотографии, и было жутковато осознавать, что стоишь на том же самом месте, по которому почти 100 лет назад ходили высшие чиновники государства, военачальники, герои-летчики, деятели культуры.
Берсеневская набережная — парадный фасад и ледяной ветер истории. Именно отсюда, с противоположного берега Водоотводного канала, открывается тот самый классический вид на серый гигант. Гид начал рассказ здесь, и это было идеально. Мы видели дом как бы со стороны, как его видели обычные москвичи 1930-х годов — символ недосягаемой элитности и власти. Ветер с Москвы-реки, свинцовые воды и монументальные стены сразу задали нужную, суровую атмосферу. Здесь мы говорили о проектировании, архитектуре и первом впечатлении, которое дом производил на современников.
Улица Серафимовича — артерия жизни и «внутренняя улица». То, что мы привыкли называть улицей Серафимовича, на самом деле является частью комплекса. Прогулка по этой широкой, безлюдной и немного давящей «внутренней улице» — ключевой момент экскурсии. Гид объяснил, что это была не просто дорога, а главная артерия, соединявшая все корпуса. Здесь кипела жизнь: машины номенклатуры, дети на прогулках, но также здесь замирало сердце, когда у подъезда останавливался черный «воронок». Поражает контраст: за твоей спиной — шумный Большой Каменный мост и Кремль, а здесь, внутри квартала, — гнетущая тишина и ощущение изоляции от внешнего мира.
Берсеневский переулок — задворки и тени прошлого. Самые сильные ощущения ждали нас со стороны Берсеневского переулка и Водоотводного канала. Это «изнаночная», непарадная сторона дома. Именно здесь видны его гигантские масштабы, глухие стены и те самые легендарные «подъезды для прислуги». Гид показывал нам окна бывших квартир, рассказывая о судьбах их жильцов. С этой точки дом выглядит не крепостью, а скорее ловушкой. Узкий переулок, тихая вода в канале и мрачные стены создают ощущение безысходности, которое когда-то витало здесь в 1937-м году.
Здесь жили: генералы, маршалы СССР, Иофан (который прожил в этом доме всю жизнь), Стаханов, автор гимна Александров – вершина советской элиты. Квартира в этом доме была не просто жильем, а высокой наградой. Интересно было узнать о быте обитателей: о мебели, которую предоставляло государство, тк у людей не было ничего своего; о необходимости согласовывать каждую деталь интерьера; о строгостях комендантского режима; о необходимости сдавать ключ и отчитываться за каждого гостя. Невольно задумываешься о постоянном контроле и слежке. Истории репрессированных жителей "Дома на набережной" пронизывают душу. Рассказ о найденном младенце, чьи родители были арестованы, о чудесном его спасении и ребенка передаче родственникам, – это пример человечности среди ужаса. Этим младенцем оказался Маролевич, автор журнала "Крокодил". Рядом с домом находилась школа, а над самым высоким, десятым этажом, располагался детский сад. С этим детским садом связана одна из самых трогательных историй этого дома. У трехлетнего мальчика по имени Эдик, посещавшего этот садик, репрессировали обоих родителей. Отца расстреляли, а мать отправили в лагерь. Эдик вырос в детских домах, во время Великой Отечественной войны ушел на фронт и даже получил награды. Пережил войну и вернулся в столицу. В 50-е годы известная детская писательница и поэтесса Агния Барто вела на радио передачу «Ищу человека». Эдик, всю жизнь вспоминавший о родителях, отправил на передачу информацию о них: все, что смог вспомнить. Среди воспоминаний он упомянул, что в садик ездил на лифте. Этим детским садиком мог быть лишь один в СССР. Соседка его матери по бараку сообщила ей, и женщина отправилась в Москву, где воссоединилась с сыном спустя много лет.
Дом связан с Ю.В. Трифоновым и его романом "Дом на набережной", который основан на личном опыте. История его семьи, арест и расстрел родителей, сталинская премия из рук человека, на чьих руках кровь родителей автора – это мощный символ противоречий эпохи. Меня восхитила история Льва Федотова, который предсказал ход войны в своих дневниках.
Всего в этом доме проживало более 800 репрессированных в разное время людей, 467 из которых были расстреляны. Радует, что память о жертвах репрессий сохраняется. Инициатива "Последний адрес", установка мемориальных досок на фасаде дома, позволяют помнить о каждом, кто был безвинно осужден и расстрелян, но мог бы быть забыт из-за жестокого режима.
Экскурсия — это машина времени, глубокое погружение в историю Ты не просто смотришь на стены, ты понимаешь, как здесь жили, радовались и боялись люди. Это была одна из самых сильных и запоминающихся экскурсий по Москве. Она не столько об архитектуре, сколько о людях, о истории со всеми ее светлыми и темными сторонами. Рекомендую абсолютно всем, кто хочет понять сложную и многогранную историю нашей страны XX века. Не просто прогулка, а настоящее интеллектуальное и эмоциональное путешествие.
Русина Мелисса, Григорьевская Анастасия, Ивашкина Ульяна, 11 «А»,