Экскурсия в музей квартиру М.Горького 28.10.2023

24 октября ученики 11 «А» класса в рамках уроков литературы и истории посетили музей-квартиру М.Горького. Посещение этого музея — это как посещение 3-х музеев: Горького, семьи Рябушинских и архитектора Шехтеля. И каждая история уникальна и интересна: и Горького с его энергией, интересами, взглядом на мир и переживаниями, и семьи Рябушинских, о которой на 3-ем этаже, в отдельной комнате рядом с молельной представлены интереснейшие материалы, какие люди составляли и делали славу России!, и самого Шехтеля - с его замыслом и воплощением красоты особняка.

Личность первого владельца особняка на М. Никитской Степана Павловича Рябушинского (1874–1942) весьма показательна и для понимания одной из примет рубежной эпохи: новой, передовой, буржуазии и для осознания специфики дома ученого, миллионера, старообрядца. Начало династии Рябушинских уходит корнями к рубежу XVIII–XIX веков, ее основатель — Михаил Яковлев, сын крестьянина слободы Ребушинской Калужской губернии.

Степан Павлович, по образованию археолог, заведовал торговой частью фирмы братьев Рябушинских. В кругу художников и ученых он был широко известен как исследователь и собиратель икон. За свои заслуги перед отечественной культурой Степан Павлович имел звание ученого-археолога и был избран почетным членом Московского археологического института.

Архитектор Ф.О. Шехтель

Блестящий архитектор серебряного века Федор Осипович Шехтель (1859 - 1926) много строил в Москве.

В обширном наследии зодчего особняк на Малой Никитской, пожалуй, самое известное и совершенное творение. Создавая художественный облик дома, Федор Осипович созидал особый мир. Используя распространенные символы и знаки, некую сумму художественных стилевых примет, он стремился научить людей языку модерна. Так, в жизнь человека постепенно входила орнаментальная азбука: подсолнух — солнце; орхидея, лилия — трагедия, гибель; дерево — рай; роза и нарцисс — чистая красота; маки — сон, дождь — просветление и т.д. У Шехтеля орнамент, помимо чисто декоративной функции, создавал необходимое настроение, определяя внутренний музыкальный ритм всего строения.

В доме на Малой Никитской А.М. Горький провел последние 5 лет жизни — самое продолжительное время пребывания в Москве (с 14 мая 1931 г. до 27 мая 1936 г.). В 1931 г. дом был предоставлен писателю, возвратившемуся на родину из Италии. При Горьком дом на Малой Никитской превратился в культурный центр Москвы, настоящий писательский клуб, настолько частыми и многолюдными бывали здесь встречи писателей и деятелей искусства. Этот период оказался для писателя очень насыщенным и очень драматичным. Здесь Горький много работал, чувствуя, что силы уходят, торопился завершить задуманное. Массу времени отнимали общественные обязанности, встречи, чтение чужих рукописей. За три месяца до смерти Горький написал, что боится «только одного: остановится сердце раньше, чем я успею кончить роман». В этом доме Горький пережил самое трагическое событие своей жизни — смерть любимого сына Максима. Здесь как председатель оргкомитета готовил первый Всесоюзный съезд писателей; работал над «Жизнью Клима Самгина»; написал пьесы «Егор Булычев и другие», «Достигаев и другие», второй вариант «Вассы Железновой»; отвечал на письма, занимался издательскими проектами, встречался с Бернардом Шоу и с Роменом Ролланом; художниками, музыкантами, артистами, начинающими литераторами, видевшими в нем учителя. Последний раз Горький был на Малой Никитской 27 мая 1936 г.

Экскурсия нам очень понравилась, расширив наши знания по истории культуры и литературы.